4 февраля 2017 г.

Взгляд неофита: 5 универсальных навыков, которым учит йога

Я новообращённая. Заниматься хатха-йогой начала всего год назад. Это решение не было осмысленным, а, скорее, вынужденным. За месяц до начала занятий я перенесла небольшую операцию, после которой врач на шесть месяцев ограничил меня в физических нагрузках. Отпуская на реабилитацию, он запретил мне всё, что я любила – аэробику, степ, тай-бо, бег и другие активные направления фитнеса. Я разочарованно сидела перед доктором и не могла понять, как же мне жить без привычных активностей. «Ну не  на печке же мне теперь лежать?» – я подняла на доктора полные отчаяния глаза. Он пожал плечами и предположил, что в моём случае особого вреда не нанесет йога. Вот так и определилась моя дальнейшая судьба.



Поначалу я относилась к занятиям йогой как к временной компенсации моих обычных нагрузок. Мечтала, что перекантуюсь полгодика, и вернусь к «настоящему» спорту. На первое занятие пришла в очень скептическом настроении. А вышла из зала другим человеком. И это не преувеличение. Я и помыслить не могла, что можно так физически измотаться за полтора часа занятий «лёжа на коврике» и дыша в живот. Спустя месяц после старта я вдруг поняла, что жду очередной практики с едва ли не с большим нетерпением, чем дошколята ждут Деда Мороза. Стало очевидно, что я серьезно влипла.

А ведь я никогда не рассматривала йогу как серьезную альтернативу физнагрузкам. Кто же знал, что физическая составляющая йоги произведет на меня меньшее впечатление, чем составляющая духовная. Да, мне стала нравиться моя заметно подтянувшаяся фигура. Муж тоже был приятно поражен. Он, как и я, всё не мог поверить, что таких результатов можно добиться без пота и учащенного пульса. Однако, глубже погрузившись в занятия, я стала рассматривать улучшения физические только как приятный бонус к происходившим со мной внутренним преобразованиям. Всего год практики вывели меня на новую ступень духовного развития.

Не исключаю, что опытные йоги не увидят в моём опыте чего-то необычного. Вероятно, все йоги так или иначе, на ощупь и с регулярной практикой, находят этот путь к себе, на котором нахожусь сейчас и я. Но мне есть что сказать тем колеблющимся, кто только раздумывает – вступать ли ему на путь йоги.

Вот пять универсальных уроков, которые я получила на занятиях йогой.

Дышать.

Едва ли не первое, что я услышала от инструктора, что без правильного дыхания йога – это просто гимнастика. Сначала я не очень понимала это утверждение. А если начистоту, то вообще не понимала. Ну, предположим, дышу я, а что это меняет? Понимание того, что дыхание – это основной инструмент практики пришло постепенно. Не будешь правильно дышать – не сумеешь грамотно выстроить асану. Затаишь дыхание, зажмёшься и этим нанесешь себе больше вреда, чем пользы. Или сработаешь вхолостую. Глубокое дыхание расслабляет и успокаивает, быстрое – активизирует. Йога научила меня дышать осознанно. Когда я так дышу, то ощущаю, как внутри меня движется поток энергии, которую я сама могу направлять в нужное мне место. Н-да… Скажи мне кто подобное раньше, я бы только пальцем у виска покрутила.

В каких жизненных ситуациях пригождается осознанное дыхание? Да в каждой невразумительной и стрессовой. Когда невозможно последовать известному совету – в любой непонятной ситуации ложись спать или пей чай. Но и когда вы можете «переспать» с проблемой или запить её чаем, нелишним будет её предварительно продышать.
Мой холерический темперамент, например, иногда подводит вспышками праведного гнева. Ах, сколько лишних слов я способна обрушить на «виновника» моего возмущения, а потом мучиться от угрызений совести. Сейчас же, чувствуя прилив раздражения, я предпочитаю несколько минут просто подышать. Можно глубоко – четыре цикла дыхания в минуту, можно не очень глубоко – считая от 20 до 0 в обратном порядке. Это невероятно действенная техника, способная привести мысли в порядок и посмотреть на ситуацию под другим углом. Да, у меня далеко не всегда получается вспомнить о волшебной силе дыхания. Но срывов становится всё меньше.


Отпускать.

Был забавный и поучительный случай на занятии. При выполнении позы перевернутого треугольника, некоторые из нас пользовались деревянными кирпичиками. Когда асана на одну сторону была выполнена, нужно было принять исходное положение и только потом поставить кирпичик слева. А я, всегда и всюду спешащая, схватила кирпичик, когда поднималась из наклона. Инструктор, конечно, заметил моё движение: «Куда Вы так торопитесь?». «Оптимизирую процесс», – отшутилась я. И услышала в ответ: «Оптимизируете или не умеете отпускать?». Стало ясно, что речь идет о чём-то значительно более важном, чем перемещение деревянного кирпичика в пространстве. Очень многие люди буквально живут своим прошлым. Цепляясь за давно пройденные ситуации, они не способны увидеть своё настоящее и не готовы планировать будущее.

Как йоговское умение отпускать я использую в обычной жизни? У меня как у любого нормального человека бывает настроение, когда в памяти всплывают неприятные обстоятельства прошлого. Казалось бы, сто лет прошло, как я незаслуженно кого-то оскорбила под влиянием момента или, например, обманула. Обиженные мной люди были случайными прохожими. Или не случайными, но тоже давно сошли с горизонта моей жизни. Если я не могу изменить последствия этой ситуации, то какой смысл переживать её снова и снова? Я могу просто извлечь урок, простить себя и шагать дальше. Иначе застряну в прошлом, как мышь в капкане. Потеряю силы на то, чтобы выбраться, вместо того, чтобы продвигаться по своему пути.

Контролировать эго.

В начале занятий йогой я никак не могла удержаться, чтобы не сравнивать себя с другими участниками процесса. Стоя вниз головой, исподтишка наблюдала за окружающими и отмечала, что у них получается, а что нет. Когда мне надоело подсматривать за другими, я начала обращать больше внимания на себя. Это было бы то, что нужно, не соотноси я при этом свои умения с умениями коллег по группе. Я сравнивала и расстраивалась, когда видела своё отставание. Радовалась, когда понимала, что выполняю упражнение не хуже остальных или лучше некоторых. Если у меня не получалось прогнуться в грудном отделе, я страшно переживала. Зато как классно у меня получалось держать баланс! Не то что у некоторых. И только со временем до меня дошло, что занимаюсь не йогой, а кормёжкой своего тщеславия. Поняв, что таким манером ничего в йоге не добьюсь, пришлось спугнуть эго деланным безразличием к окружающим меня коллегам с ковриками. Потом эта индифферентность вошла в привычку.

Опыты с эго имеют к реальной жизни самое непосредственное отношение. Мы все разные – телами, душами, целями и желаниями. Но почему-то обожаем сравнивать себя с другими. Иногда сравнение не в нашу пользу. У соседа, как известно, толще. В этом случае мы отказываемся признавать свои достоинства. Иногда мы видим, что явно превосходим других. И это превосходство отнимает у нас разум. Когда я поближе познакомилась с йогами, занимающимися со мной в группе, поняла, что долго занималась бессмыслицей. У всех нас оказался разный уровень физической подготовки. Бывшие спортсменки перемежались с пенсионерками, которые впервые в жизни занялись фитнесом. Кто-то восстанавливался после болезни или родов.



  Быть в моменте.

Быть здесь и сейчас. Это трудно, а иногда невозможно. Подозреваю, что это всегда будет представлять для меня сложность. Невзирая на старание дышать осознанно и концентрироваться на своей текущей цели – выполнить технично асану – я по-прежнему, как и год назад, могу поймать себя блуждающей где-то за пределами зала. То неожиданно вспомню, что дочке нужно помочь с поделкой на конкурс, то судорожно придумываю, чем накормить семью в ужин. Или про большую политику размышляю, будто у меня нет забот важнее. В это время моя асана плывёт, как плывут мои мысли. Зато стоит только акцентироваться на текущем моменте, как тело само выстраивается в нужных векторах и органично располагается в пространстве, а дыхание становится йоговским.

Как и зачем использовать этот навык в реальной жизни? Замечали, что многие значительные моменты нашей жизни будто стираются из памяти? Потому что когда они происходят, мы ментально находимся в другом месте. Со мной так бывает, например, когда я захвачена работой над очередным текстом. Могу трижды за полчаса переспросить дочку, как дела в школе. Или положить в тележку в супермаркете три пакета молока, хотя покупать его не планировала. Мы гуляем по весеннему парку и не замечаем набухших почек, не слышим щебетанья апрельских птах, прокручивая внутренний диалог с начальником. А о чём вам так увлечённо вчера рассказывала по телефону мама? Вот и я иногда не помню…

Настроить себя на текущий момент на самом деле не так уж и трудно. Для этого достаточно вспоминать, что этот момент больше никогда не повторится.



      Благодарить.

В конце каждого занятия наступает мой самый любимый момент. После расслабляющей шавасаны инструктор предлагает нам сесть и принять любую удобную позу. Я сажусь, скрестив ноги, складываю ладони в намасте и слегка наклоняю голову. Мысленно мы начинаем благодарить этот день, вселенную, себя и всех, кто сейчас рядом, за внутреннюю гармонию и энергию, которыми наполнила нас очередная практика. Из уст инструктора струится любовь и благодарность к нам и окружающему миру. Эту любовь можно почувствовать физически. В этот момент я ощущаю себя перезаряженным аккумулятором на цирковом фургончике клоуна Фокуса-Мокуса, в котором сбежал от злой госпожи Белодонны мультипликационный поросенок Фунтик.

Благодарность – это один из лучших навыков, который мы можем перенести из йоги в реальную жизнь. О силе благодарности не слышал только ленивый. Примерно через полгода занятий йогой я ощутила сильную внутреннюю потребность вести свой личный журнал благодарностей. Каждый вечер перед сном создаю заметку на телефоне. В ней я благодарю всех, кто «сделал» мой день. Мужа – за терпение, дочку – за урок доброты, бабушку – за откровенность, дедушку – за земляничный букетик, июль – за жару и грозы. И как-то легче и лучше мне живется после этих записей. Я их потом перечитываю и понимаю, какими прекрасными людьми окружена. И что жизнь моя восхитительна. А если я на нее иногда и жалуюсь, то это означает, что я забыла универсальные уроки йоги.


© Ирина Сальникова.

Опубликовано в Лайфхакер.

Комментариев нет:

Отправить комментарий