19 апреля 2016 г.

Как я учусь ни о чём не жалеть

Я учусь ни о чем не жалеть, чтобы стать по-настоящему счастливой. Не рефлексировать, не устраивать в голове ретроспективный показ фильма своей прошлой жизни, не застревать в воспоминаниях, не оглядываться - много слов найдется для обозначения этого пустого времяпрепровождения. Почему пустого? Потому что оно не несет в себе никакого смысла. Ведь жалея о чем-то, я на самом деле перестаю быть здесь и сейчас. Быть "здесь и сейчас" теперь тенденция, это модно, к этому многие стремятся, но получается ли у них - это другой вопрос.

Я возвращаюсь в прошлое, но зачем я это делаю? Если я что-то не смогла/не захотела/не успела совершить в прошлом, а может, напротив, наворотила дел на три жизни вперед, и теперь сожалею об этом, то чем я занимаюсь? Я не силах изменить прошлое, мне не дано вернуть назад сгоряча сказанные слова, извиниться перед умершим человеком, не пойти в какое-то дурное место и так далее. А если вернуть и уж тем более исправить ничего нельзя, то зачем вообще ворошить этот змеиный клубок боли, горечи и жалости к самой себе?

Раскаиваясь о прошлом, я проделываю бессмысленный путь. При этом сумма затраченных на сетования усилий равна или даже превосходит ту энергию, которая очень пригодилась бы мне в настоящем. Но мне жаль даже не энергию - её запасы возобновимы. Хуже, что я краду у себя время,  течение которого необратимо. Пока я испытываю запоздалые угрызения совести, моё время уходит. 

Что я делаю, чтобы погасить в себе костер бессмысленных сожалений?

  



1. Ухожу от автоматизма в выполнении привычных действий.
Знакомо каждому: вышел из дома и не помнишь - утюг-то выключил? Всё потому, что многие привычные действия, мы выполняем как запрограммированные роботы. Возможно, для дел типа посещения  туалета, автоматизм в их выполнении не критичен. В самом деле, не буду же я каждый раз думать: "сейчас зайду в туалет, задеру юбку, спущу трусы и начну какать, потом подотру себе задницу, спущу воду, побрызгаю из баллончика с освежителем воздуха" и т.д. Ну не к чему это, согласна, хотя некоторые всё же забывают спускать за собой воду.
Но в большинстве жизненных ситуаций автоматизм вреден хотя бы тем, что постоянно заставляет возвращаться и проверять, что и как я сделала. Это очень мешает текущим действиям. Так не проще ли сразу делать всё осмысленно? Даже поворачивая ключ в замке входной двери, я стараюсь осознать это действие, чтобы не возвращаться с полдороги в панике, что квартиру ограбили. Если в это время я буду злиться на рыночных торговцев, подсунувших  мне вчера гнилые помидоры, то не запомню, закрыла ли я дверь.
Это мелкий пример. Но жизнь и состоит из мелочей. И если я не научусь контролировать себя в малом, то чего мне ждать от себя в большом деле? Пока я сожалею о том, что не стала когда-то юристом, я сейчас не стану писателем, просто времени не хватит.

2. Не делаю два дела одновременно. 
Это в цирке выглядит круто, когда артисты одновременно жонглируют и делают сальто. Но я-то не в цирке. И пусть мне часто приходится одновременно варить суп и играть с ребенком (или говорить по телефону и гладить белье - вариантов масса), я всё-таки стараюсь, когда вспоминаю об этом, заниматься одним делом в единицу времени. Это позволяет мне удерживать своё внимание в настоящем. И, что немаловажно, осознавать это.
Маленький пример. Мы готовим вкусный обед, а потом съедаем его. Если оба этапа - приготовление и поедание - проделать осознанно, не отвлекаясь на телевизор или болтовню по телефону, то даже в одиночку в такой ситуации вам будет весело и вкусно. Ведь приготовление еды - это творчество, в которое вкладывается душа. А если, пока я мешаю на плите соус, мне показывают взорванный автобус с покалеченными людьми? От этого соуса потом будет изжога, уж простите.
Я стараюсь не лишать себя радости чувствовать жизнь и дело, которым занимаюсь в данный момент. И для этого очень подходит выражение -"лучше меньше да лучше".

3. Занимаюсь спортом.
Спорт - это моя панацея от бестолковых сожалений о прошлом. Я занимаюсь фитнесом на протяжении нескольких лет с перерывами на рождение детей и восстановление после родов. Перепробовала много разных видов фитнеса и на основании собственного опыта заявляю, что любые физические нагрузки освобождают разум от оков не только прошлого, но и будущего тоже. Регулярные пробежки в парке, в свое время, сделали меня стройнее, чем я была до появления детей. А ведь как я горевала о "потерянной" фигуре и в будущем видела себя среднестатической толстухой!
Для меня принципиально во время пробежек не слушать музыку или книгу в наушниках, а если я занимаюсь на беговой дорожке в спортзале - то не смотреть телевизор. И уж тем более не отвечать на телефонные вызовы. Когда я бегу, то принадлежу только бегу. Мне нравится слушать и слышать  свое тело, ощущать работу мышц, контролировать дыхание, фиксировать малейшие изменения в организме. Я бегу и словно перенастраиваюсь, перешиваюсь, перепрограммируюсь, если хотите. И это касается в первую очередь мозгов.
Настоящим открытием в плане перенастройки мозгов для меня стала йога. Вот уж действительно - чего не знаешь, того не замечаешь. Когда-то я смеялась над "йогнутыми"  - мол, лежат на ковриках в своей нирване и еще похудеть хотят. А теперь сама лежу на коврике и худею! Пока я практикую йогу только как оздоровительную гимнастику, хотя мне прекрасно известно, что это целая философская школа. Просто моя конечная цель на данный момент - улучшить свое физическое здоровье и только. Но йога меня не спрашивает и улучшает не только здоровье тела, но и врачует нервы, душу, голову. Особенно голову.

Этот список не завершен. Я буду дополнять его, как только пойму, что новые способы никогда ни о чем не жалеть, которые я ищу и отрабатываю на практике, и в самом деле работают. 



Комментариев нет:

Отправить комментарий